Достоинства и недостатки штрих кода. Основные области применения штрихового кодирования

Система штрихового кодирования
Одной из самых известных технологий идентификации товара в мировой торговле является штриховое кодирование. Штрихкодирование используют для автоматизации ввода информации о товаре и, соответственно, упрощения товарооборота. Штрих-код содержит определенную информацию (как правило, в очень сжатом виде).
Раз вся информация "зашита" прямо в штрих-коде, для получения данных по какому-либо товару достаточно этот штрих-код считать специальным устройством (сканер штрихкода). Поскольку сама информация находится в базе данных на компьютере, необходимо иметь связь с этим компьютером, чтобы ее получить.

Использование технологии идентификации товара с помощью штрихового кодирования позволяет решать следующие задачи:
  • Увеличение скорости прохождения документооборота банковской и др. платежных систем;
  • Минимизация ошибок считывания данных за счет автоматизации процесса;
  • Идентификация сотрудников (корпоративный штрих-код);
  • Организация систем регистрации времени;
  • Унификация бланков для сбора разного вида данных (медицина, статистика и пр.);
  • Упрощение складской инвентаризации;
  • Контроль за наличием и продвижением товаров в магазинах, обеспечение их сохранности и др
Достоинства:
  • штрих-коды дают возможность большим магазинам значительно уменьшить время обслуживания покупателей;
  • четко нанесенные на товар штрих-коды дают возможность покупателям быстро оплатить понравившийся товар;
  • мгновенный доступ к инвентаризации товара в режиме онлайн значительно ускоряет заказ и доставку нужного товара;
  • заказ, сделанный на основе быстрой инвентаризации, выполняется тут же, не требуя лишнего времени;
  • пользуясь штрих-кодами, легко ответить на любые торговые вопросы: что, когда и в каких количествах приобретают покупатели. Штриховое кодирование позволяет почти целиком перейти на автоматический режим работы с товаром;
  • исключается вероятность обмана продавцом покупателя, поскольку цены берутся из компьютерной базы данных, а кассир только проводит над товаром сканером и выдает покупателю чек, где уже автоматически проставлена общая сумма покупок;
  • различные привилегии по учетной политике предприятия. Можно сэкономить на некоторых маркетинговых вопросах, потому что движение товара легко проверить в любой момент на компьютере и отследить момент, когда товар начнет кончаться, дабы вовремя подать его в торговый зал.
Минусы штрих-кодовой идентификации:
  • Для работы со штрих-кодами требуется специальное оборудование - сканеры, принтеры этикеток и т.д;
  • Штриховой код нельзя изменить или дополнить – он остается неизменным после нанесения на этикетку;
  • Данные на маркировке открыты для копирования или подделки;
  • Регламентированное расположение на товаре или упаковке (для обеспечения доступности сканирования)

Основные области применения штрихового кодирования
Штрих-код обычно используется для быстрого и надежного ввода данных, улучшая производительность. Ниже представлен список наиболее распространенных областей, в которых используются штрих-коды:

  • Пункты продаж (Point of Sale – POS) – одна из самых распространенных сфер, в которой применяются штрих-коды для учета проданных товаров.
  • Инвентаризация – штрих-коды активно используются на складах для учета товара. Портативные сканеры используются для контроля за отгрузкой и получением товара. Данные собранные сканером могут периодически или в режиме реального времени выгружаться в компьютер в зависимости от системы, которую Вы используете, позволяя компаниям уменьшать уровни запасов и тем самым снижая стоимость транспортных расходов.
  • Доставка – штрих-коды используются во всем мире транспортной промышленностью для маркировки начиная от писем и заканчивая большими грузами. Штрих-кодом кодируется отправитель, получатель, курьер и другая информация.
  • Идентификация – удостоверения личности работника с напечатанным штрих-кодом используются различными компаниями во всем мире.
  • Системы регистрации времени – штрих-коды используются для регистрации прихода и ухода с работы работников, что позволяет избавиться от бумажных расписаний и таймеров и автоматически рассчитывать зарплату.
  • Упаковка – штрих-коды используются для идентификации номера партии, серийного номера и информации о доставке. Маркировка может быть использована для автоматической сортировки при отправлении, автоматизации получения и увеличить контроль над транспортировкой товара.
  • Сбор данных – медицинские бланки требуют долгого и терпеливого их заполнения. При использовании штрих-кодов, информация может быть быстро и легко внесена в компьютерную базу данных. Уменьшая затраты на сбор данных, Вы увеличиваете качество обслуживания.
В торговле: использование штрих-кодов, имеющихся на упаковках большинства товаров позволяет существенно ускорить регистрацию покупок кассовым аппаратом.
В складском учете: штрих-код может быть использован как для нанесения типа (разновидности) товара, так и для нанесения серийного номера. В последнем случае можно отслеживать перемещение товаров не только количественно, но и вести "историю жизни" каждого отдельного экземпляра.
На транспорте: штрих-код может быть использован для нанесения содержимого, маршрута и других данных о грузах.
В производственном процессе: индивидуальные серийные номера могут быть присвоены не только каждому изделию в целом, но и отдельно каждой детали. Таким образом можно наладить очень подробный учет при сборке изделий. Даже при большом количестве вводимой информации процесс сборки не будет тормозиться из-за легкости регистрации серийных номеров - ведь они будут выполнены штрих-кодом.
В системах санкционированного доступа в помещение: штрих-коды наносятся на карточки-пропуска. Специальные терминалы имеют так называемые щелевые считыватели штрих-кода. В памяти терминалов содержится информация о всех пропусках (т.е. о всех кодах нанесенных на пропуска) - по этим кодам и опознается посетитель.
В медицине и других областях, где по каким либо причинам настоящие имена (названия) не могут указываться открыто и их приходится заменять номерами. Например, на станциях переливания крови, где вместо имен доноров (пациентов) на пробирки с пробами крови наклеиваются этикетки со штрих-кодами.
Учитывая колоссальные преимущества этой технологии, на сегодняшний момент нет достойной альтернативы идентификации товаров с помощью штрих кодов.